Статьи

Чего же на самом деле построил великий рисовальщик?

Личность  О.Монферрана, известного  из официальной версии истории  как “великого архитектора” и “строителя  Исакиевского собора”  на самом деле весьма противоречива и неоднозначна.  Отсутствие же настоящих строительных чертежей этого собора вкупе с совершенно неправдоподными сюжетами рисунков этого, безусловно, талантливого художника, свидетельствует совсем не в пользу этой официальной версии.

Неслучайно и российский историк Д.Белоусов тоже считает его талантливым художником, но не “великим архитектором”,  как это нам подает  официальная версия истории.   Да и мое личное изучение имеющися  в сети “чертежей Исакиевского собора” и внимательное рассмотрение рисунков из альбома Монферрана  только подтверждает отсутствие у него элементарного технического образования и инженерного мышления.  Что, впрочем и подтверждается его многочисленными инженерными просчетами при реконструкции (а вовсе не строительстве)  Исакиевского собора.

Так был ли О.Монферран  “талантливым архитектором”?  Для объективного ответа на этот вопрос, необходимо обратиться к мнению тех людей, которые лично его знали и были его современниками.  Вот, например, что пишет Ф.Ф.Вигель в своих “Воспоминаниях”, изданных в 1865 году:  “В одно утро нашел я у Бетанкура белобрысого французика, лет тридцати не более, разодетого по последней моде, который привез ему рекомендательное письмо от друга его, часовщика Брегета.   Когда он вышел, спросил я об нем, кто он таков.   “Право, не знаю, – отвечал Бетанкур. – Какой-то рисовальщик, зовут его Монферран;   Брегет просит меня, впрочем, не слишком убедительно, найти ему занятие, а на какую он может быть потребу?”

Дня через три позвал он меня в комнату, которая была за кабинетом его, и, указывая на большую вызолоченную раму, спросил, что я думаю о том, что она содержит в себе?   “Да это просто чудо”, – воскликнул я. – “Это работа маленького рисовальщика”, – сказал он мне.   В огромном рисунке под стеклом собраны были все достопримечательные древности Рима: Троянова колонна, конная статуя Марка Аврелия, триумфальная арка Септима Севера, обелиски…”*.

А вот еще свидетельства из этого же источника  Когда Комитету для строений и гидравлических работ было приказано перестроить столичный Исаакиевский собор. Ф. Вигель вспоминает:
“Не выходя из скромной роли своей, Монферран, между тем, тайком трудился над чем-то важным. На словах государь просил Бентакура поручить кому-нибудь составить проект перестройки Исакиевского собора, так чтобы сохраняя прежнее здание, разве с небольшою только прибавкою дать вид более великолепный и благообразный сему великому памятнику.  Бетанкуру пришло в голову для пробы занять этим Монферрана, выдав ему план церкви и все архитектурные книги из институтской библиотеки.  Что же он сделал?  Выбирая все лучшее, усердно принялся списывать находящиеся в них изображения храмов, приноравливая их к величине и пропорциям нашего Исаакиевского собора. Таким образом составил он разом 24 проекта или, лучше сказать, начертил 24 прекраснейших миниатюрных рисунка и сделал из них в переплете красивый альбом.  Тут все можно было найти: китайский, индийский, готический вкус, византийский стиль и стиль Возрождения и, разумеется, чисто греческую архитектуру…”.

Что интересного в этом фрагменте текста?  Во-первых, здесь русским языком написано, что речь идет именно о реконструкции (перестройке)  Исакиевского собора, а вовсе не о его строительстве  “с нуля” и нужно было только улучшить  внешний вид  этого “великого памятника”.    Историки же рассказывают нам “сказки про белого бычка” как О.Монферран “строил” Исакиевский собор.  Так вот, если бы Исакиевский собор действительно строили бы с нуля, то об этом знаменательном событии  писали бы местные газеты.  Так, например. в Питере еще с 1702 года выходила газета “Ведомости”, которая последовательно переименовывалась в “Санкт-Петербургские ведомости”, Петроградские ведомости”  и  “Петроградскую правду” и “Ленинградскую правду”.  Могут ли адепты официальной версии истории привести нам статьи из этой легендарной газеы, где подробно описывались бы все этапы “строительства” Исакиевского собора и трех предыдущих Исакиевских церквей? Думаю, что нет. Опять скажут, что подлинников газеты, как и реальных строительных чертежей этого здания до нашего времени не сохранилось.  Да и не стал бы Ф.Вигель называть “великим памятником” какой-нибудь новодел эпохи Романовых.

Во-вторых, оказывается некогда существовал  план и “архитектурные книги”,  касающиеся этого здания, которые почему-то тоже “не дожили” до нашего времени или просто не хотят нам их показывать,чтобы не противоречить официальной версии.  Также, никто нам не показывает и альбом О.Монферрана с “24  прекраснейшими миниатюрными рисунками”  с различным внешним видом и архитектурными стилями собора после планируемой реконструкции, зато хорошо известен альбом с его фантазиями на тему “строительства Исакиевского собора”, о которых я уже рассказывал ранее. И, конечно, все это подтверждает несомненный талант О.Монферрана  как рисовальщика. 

Но был ли он действительно архитектором?  Вот как в том же источнике Ф.Вигель описывает факт такого назначения О.Монферрана: “Бетанкур представил альбом царю, который был восхищен рисунками и просил оставить их у себя.  “На другой день, – вспоминает Ф. Вигель, – Бетанкур с каким-то таинственным видом позвал меня к себе в кабинет и наедине вполголоса сказал мне: “Напишите указ придворной конторы об определении Монферрана императорским архитектором…” – Я изумился и не мог удержаться, чтоб не сказать: “Да какой же он архитектор, он от роду ничего не строил, и вы сами едва признаете его чертежником. – Ну, ну, – отвечал он, – так и быть, пожалуйста, помолчите о том и напишите указ”.   Я собственноручно написал его, а государь подписал…

Несмотря на подпись императора, А. Бетанкур утвердил О. Монферрана только в должности старшего чертежника.   О. Монферран был рад и этому, так как отлично понимал несоответствие своих возможностей с должностью ведущего архитектора страны и льстиво заверял, “что во всех больших постройках настоящим архитектором, великим строителем будет он сам, Бетанкур, а он по возможности будет стараться облекать в формы гениальные его идеи”*.

Как видим,  несмотря на указ, О.Монферран в должности архитектора так и не был утвержден. А сам этот указ был лишь данью его таланта рисовальщика,  который понравился российскому императору.  На самом же деле талант рисовальщика О.Монферрана, был использован для воплощения на бумаге замыслов самого А.Бентакура.  Ну а тему самого А.Бентарура и приписываемых ему устройств для подъема и установки  гранитных многотонных колонн  мы рассмотрим отдельно. Сейчас же главное уяснить, что О.Монферран  вовсе не был “блестящим архитектором” и никогда ничего не строил самостоятельно, а лишь участвовал в некоторых проектах реконструкции и строительства зданий в качестве рисовальщика эскизов и “чертежника”.

Впрочем, повторюсь, ни одного технически грамотного строительного чертежа Исакиевского собора именно того времени мне так и не удалось обнаружить на просторах сети.  Хотя есть неплохой эскиз нового купола Исакиевского собора, однако нет никаких признаков того,  что его авторство принадлежит именно О.Монферрану.  И, все же,  мне удалось найти свидетельство того,  что и А.Бентакур, и О.Монферран действительно участвовали в строительстве одного “Исакиевского собора”  только вовсе не в Санкт-Петербурге, а совсем в другом российском городе.  И этот собор действительно был построен “с нуля”.

Теперь объясню, почему я взял в кавычки название этого здания.  Да потому, что это совсем другое здание, вероятно, сильно уменьшенная копия настоящего Исакиевского собора, выполненная из совершенно других строительных материалов.   И оно имеет прямое отношение  к  архитектурному ансамблю Макарьевской ярмарки (1817-1828 гг)  в Нижнем Новгороде.  На сайте “Архитектура и градостроительство” я обнаружил малоизвестный, но весьма интересный материал, посвященный этой ярмарке. (http://townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000046/st014.shtml)

Так вот в этом материале как раз рассказывается об участии А.Бентакура и О.Монферрана в этом проекте.  И, как вы думаете, что это за изображение? Исакиевский собор в Санкт-Петербурге?  Как бы не так!  Так вот, надпись под этим эскизом гласит:  “Первоначальный фасад ярмарочного собора. 1817 г. Арх. О.Монферран”.  Что такое “Ярмарочный собор”?  Это одно из зданий Макарьевской ярмарки в Нижнем Новгороде, а вовсе не эскиз Исакиевского собора в Санкт-Петербурге.  Но разве нам не знакомо это изображение?   Жаль. что на просторах сети в свободном доступе я других изображений этого эскиза в более высоком разрешении не нашел, ибо после расшифровки имеющейся в правом верхнем углу надписи можно бы снять все вопросы.

Однако, их можно снять и без этого. Адептам секты слепо верующих в учебники, которые сейчас начнут долдонить свою мантру, что это “какая-то ошибка” или “опечатка”  в тексте источника,  я предлагаю ознакомиться  с еще одним интересным эскизом фасадов  зданий этой ярмарки в разработке которого тоже вероятно мог принять участие все тот же О.Монферран.

Ну что убедились теперь, что это фасады зданий именно ярмарочного комплекса в Нижнем Новгороде, а вовсе  не Невского проспекта в Санк-Петербурге и что эскиз “Ярмарочного собора” это вовсе не эскиз Исакиевского собора в Санкт-Петербурге, несмотря на их огромное сходство.  Тем более,  что в окончательном варианте число колонн в портиках было уменьшено до четырех.

Судя по эскизу, стены этого “Ярмарочного собора” проектировались из кирпича, а материалом изготовления колонн тоже вряд ли является гранит.   Вот и в указанном источнике по поводу используемого при строительстве зданий ярмарочного компленкса  материала можно прочесть: “К началу строительного сезона 1819 г. казенные кирпичные заводы, созданные в ближайшем селе Гордеевка, дали первые партии кирпича. Бут и белый камень везли из Юрьевца, где разбирали остатки древней белокаменной крепости”.

Именно так и велось строительство новых зданий в межпотопную цивилизацию (по терминологии О.Павлюченко), с помощью кирпича и материалов из разрушенных катаклизмом зданий античной (белокаменной) Руси.   Так вот, это и есть тот самый “Исакиевский собор”, который в сильно уменьшенном и упрощенном виде из кирпича и белого камня  построили А.Бентакур и О.Монферран, но только не в Питере. а в Нижнем Новгороде.  Вот например, как выглядел интерьер этого Ярмарочного собора.

Не правда ли, впечатляет и выглядит внешне ничуть не хуже убранства настоящего Исакиевского собора.  Вот только надпись под этим рисунком однозначно гласит следующее:  “Интерьер Ярмарочного собора. С рисунка О.Монферрана 1822 г.”.  И вовсе не удивительно,  что опыт именно этого строительства  и лег в основу фантазийного альбома О.Монферрана  с выдуманными, благодаря богатому воображению этого талантливого художника, сюжетами этапов “строительства Исакиевского собора в Санкт-Петербурге”.

И хотя в дальнейшем внешний вид Ярмарочного собора немного был изменен, определенная схожесть с конструктивными особенностями Исакиевского собора в Санкт-Петербурге еще долгое время сохранялась.  Вот, например, как он выглядел еще в XIX  веке –  здание справа.

Вот почему,  все материалы об участии А.Бентакура и О.Монферрана в проектировании и строительстве павильонов архитектурного  ансамбля Макарьевской ярмарки в Нижнем Новгороде  отнюдь не афишируются официальными историками.  Ведь внимательное изучение этих материалов сразу же вызывает  серьезное подозрение в фальсификации  официальной истории со строительством трех Исакиевских церквей и одного собора в Санкт-Петербурге.  Впрочем. доказательств этой фальсификации итак независимыми исследователя собрано уже немало и о некоторых из них я уже подробно рассказывал в предыдущие годы.

Впрочем, я не запрещаю адептам секты слепо верующих в учебники истории продолжать слепо верить в догмы своей религии,  ведь вопрос вероисповедания  является личным выбором каждого. Вот только к научно обоснованным и экспериментально доказанным  фактам слепая вера не имеет никакого отношения. как и весь сборник фантазийных произведений  нескольких поколений фальсификаторов, предлагаемых нам как “официальная история”.  Конечно, моя версия тоже не является абсолютно доказанной истиной, но она более логично и правдоподобно объясняет многие “косяки” и нелогичные “нестыковки”, оставленные несколькими поколениями фальсификаторов.

michael101063 ©

Visits: 0